8 423 205 60 18 Владивосток
8 800 333 82 05 Бесплатно по РФ

Санитарно-защитные зоны аэропортов: особенности проектирования для журнала Airports International

05.12.2014
17173
5 минут
Содержание
    Ольга Зацепина
    Руководитель департамента экологического проектирования EcoStandard group

    Влияние работы аэропортов на окружающую среду, необходимость создания вокруг них санитарно-защитных зон и особенности их проектирования — об этом рассказывает эксперт в данной области, руководитель департамента «Экологическое проектирование и консалтинг» группы компаний«ЭкоСтандарт» (EcoStandard group) Ольга Зацепина.

    В соответствии с современным законодательством, наличие жилой застройки вокруг аэропортов (аэродромов, вертодромов) требует организации специальной территории с особым режимом использования (санитарно-защитной зоны — СЗЗ), размер которой позволяет уменьшить негативное воздействие объекта (химическое, физическое) на жилую застройку — до значений, установленных гигиеническими нормативами и не представляющих заведомой опасности для здоровья населения. Таким образом, санитарно-защитная зона выполняет функцию защитного барьера, обеспечивающего должный уровень экологической безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

    Ширина СЗЗ может составлять от 50 метров до нескольких километров, определяется по результатам соответствующих расчетов и подтверждается годовым мониторингом состояния окружающей среды на границе зоны и ближайшей жилой застройки.

    Специалистами EcoStandard group был выполнен проект СЗЗ для международного аэропорта Храброво (Калининград), в процессе работа над аналогичными проектами для аэропортов Геленджика и Перми. Каждый проект отличается своими сложностями, но есть и общие проблемы, характерные для любого аэропорта.

    К примеру, на данный момент нет методической базы, позволяющей качественно смоделировать рассеивание в атмосферном воздухе загрязняющих веществ от таких специфических источников, как воздушное судно. Основные вещества, которые образуются при работе двигателей самолета, это оксиды азота и углерода, керосин, сажа, диоксид серы. Все они негативно влияют на окружающую среду и человека: вызывают болезни дыхательных путей и оказывают угнетающий эффект на флору.

    Другой важный аспект — шумовое воздействие. Оно оценивается по двум составляющим: до отрыва воздушного судна от земли и после. На основе расчетов шумового воздействия от движения воздушного судна в воздухе (с учетом используемых воздушных коридоров), выводится расстояние санитарных разрывов.

    Особая проблема состоит в том, что большинство аэропортов России спроектированы и построены еще в 40−50-х годах прошлого столетия, и приходится иметь дело с историческим наследием развития населенных пунктов, рядом с которыми расположены аэропорты. Вспомним, что в прежние времена при возведении больших, особенно градообразующих заводов повсеместно существовала практика строительства жилья для работников в пешей доступности от предприятия, и схожий подход применялся и в отношении аэропортов. Ключевыми критериями выбора их месторасположения были отнюдь не санитарные нормы и правила, а максимальная доступность, непосредственная близость к городу. Или же, поскольку изначально многие объекты были военными, выбор диктовался какими-либо стратегическими соображениями. Люди работали в аэропорту, на аэродромах и рядом же жили, а сады и огороды зачастую располагались и вовсе вплотную. Так, например, в Геленджике взлетная полоса своим концом буквально упирается в детский лагерь, хотя он, конечно, давно уже не действует.

    В числе конкретных мер, которые могут быть предусмотрены в рамках проекта СЗЗ, предлагаются, в частности, следующие:

    • Ограничение полетов всех воздушных судов или их определенных типов по времени
    • Перенос жилой застройки за пределы СЗЗ (расселение жилых домов)
    • Установка шумозащитных экранов

    Напомним, что проектирование и устройство вокруг аэропортов санитарно-защитной зоны (СЗЗ) является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 &8470; 52-ФЗ и регулируется санитарными правилами и нормативами САНПИН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция».

    За нарушение СЗЗ или ее отсутствие предусмотрен штраф в размере 20 000 рублей или приостановка деятельности объекта на 90 суток, что и вовсе влечет огромные финансовые и репутационные потери.

    05.12.2014
    17173
    5 минут
    Вернуться к списку

    Комментарии

    Есть что добавить?

    Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
    персональных данных и соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Читайте также

    Любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, т.е. на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию
    19.07.2018
    105604
    4
    Ваш город Владивосток
    Да
    Выбрать другой
    Выберите ваш город:
    • Астрахань
    • Брянск
    • Владивосток
    • Волгоград
    • Воронеж
    • Екатеринбург
    • Иркутск
    • Казань
    • Кемерово
    • Краснодар
    • Красноярск
    • Курган
    • Магнитогорск
    • Майкоп
    • Миасс
    • Москва
    • Мурманск
    • Нижневартовск
    • Нижний Новгород
    • Нижний Тагил
    • Новосибирск
    • Омск
    • Пермь
    • Ростов-на-Дону
    • Рязань
    • Самара
    • Санкт-Петербург
    • Саратов
    • Севастополь
    • Сочи
    • Ставрополь
    • Сургут
    • Сыктывкар
    • Тверь
    • Тольятти
    • Томск
    • Тюмень
    • Уфа
    • Хабаровск
    • Ханты-Мансийск
    • Челябинск
    • Элиста
    • Южно-Сахалинск